Что такое “резкость объектива”, наилучшая резкость объекива, мыло

Резкость — это степень детализации кадра. Это зона, находясь в которой, объекты фото выглядят достаточно резкими, детальными (для конкретного фотографа или зрителя).

Резкость — это субъктивная характеристика, которое не поддается измерению и классификации.
Зависит от восприятия зрителя и фотографа.

Вы не найдете двух одинаковых по резкости объективов.
Даже если это одна и таже модель с одного конвеера, с одинаковыми параметрами, разница будет.

Реальная ситуация, когда и про один и тот же объектив один фотограф говорит: “О, какой резкий, супер!”, а второй “Фломастерные снимки! Ужас!”

С резкостью объектива связаны понятия:

Кружок нерезкости, размытое виньетирование — это свойство бюджетных телеобъективов низкого класса, при котором на длинном конце края снимка нерезкие, резкий только центр.
Для дорогих профессиональных объективов это недопустимый отклонение.

Линия, фотоновая линия — это фотонораспределение, разрешающая способность объетива: количество фотонов на один микрон квадратный.
Разрешение фото зависит не только от матрицы, но и от объектива.
Бывает так, что объектив не может обеспечить матрицу нужным количеством фотонов.
Например, Гелиос 44М обладал разрешающей способностью 35-37линий, в зависимости от экземпляра.
Гелиос М4 — 38-40 линий, М5, М6 — 41-43 линии.
Гелиос 44М7 — 44-46 линий.

У современных никкоровских объективов этот параметр не указывается.
Так как большинство из них нормально работает с матрицей до 24-х мегапикселов.
С меньшим разрешением матрицы работают без проблем.
Если у вас матрица 10-16 мегапикселов, то можете спокойно выбирать любой современный объектив.

Как связаны резкость и светосила объектива?

Резкость объектива определяется по тому, насколько детальными получаются фото на полностью открытой диафрагме.
Только тогда его максимальную светосилу можно использовать.
Бывает, что из-за особенностей сборки объектив не оправдывает заявленную светосилу (невозможно снимать на открытой диафрагме, надо хоть немного прикрывать).

В чем выражается несоответствие фотоновых линий объектива и разрешения матрицы?

Готовый снимок не удается увеличить на экране ноутбука, компьютера , так как мы привыкли. Создается впечатление, что разрешение фото в разы ниже привычного.
Так получается, потому что пикселы не получают достаточного количества фотонов либо поток фотонов не был устремлен линией.
Картинка идеально резкая, но при увеличении “рассыпается на кубики”.

Максимальная, наилучшая резкость объектива — это то, насколько он может быть резким на полностью открытой диафрагме.
На ней и проявляются возможности объектива по детализации во всей красе.

Примеры “резких” и нерезких фото с комментариями

Резкость объективов Nikon

У Никон все объективы резкие.
У них есть как бюджетные объективы и профессиональный сегмент, причем бюджетные не выделены отдельной серией.
Это говорит о том, что качество сборки, материалов и подход у этих сегментов не отличаются.

Все фиксы и дорогие телевики у Никон резкие, насколько это возможно, на всем диапазоне.
Бюджетные телевики на конце диапазона резкость уже теряют.

Недоумение вызывает только объектив 18”135, у которого слишком большой рабочий отрезок. После 110-ти падает и светосила, и резкость.

Резкость объективов Canon

У Canon ситуация аналогична с Nikon — объективы резкие, без скачков.
За исключением того, что есть особая, профессиональная L-серия, в которой объективы доведены до совершенства.

Резкость объективов Tamron

Особенности Тамронов: неравномерность между отдельными экземплярами по резкости.
Заводская юстировка Тамрон оставляет желать лучшего.
Если объектив куплен с “нуля”, и при этом резкий и дает детальные фото — можно считать, что очень повезло.
Так же н встречаются ситуации, когда после юстировки резкость не восстанавливается.
Обычно это из-за браковаого линзоблока. В таком случае меняют линзоблок.

Резкость объективов Sigma

Здесь близко к Тамрону: разброс резкости.
Отдельный нюанс — пластик корпуса дешевле, чем у остальных марок.
Поэтому со временем добавляются люфты, которые приводят к “мылу”.

Заключение: резкость объектива — это показатель того, насколько детальными получаются фото, сделанные на нем.
Параметр очень субъктивный, не поддается четкому измерению и оценке.

По маркам на резкость объективов Canon Nikon жалоб нет, а вот у Tamron и Sigma очень большие градации.